Испытание сборных шин
Работы выполняются для проверки соответствия фактических величин нормам и требованиям ПУЭ и паспортным данными производителя. Испытание сборных шин может делаться только сотрудниками лицензированных лабораторий при помощи мегаомметра, микроомметра, высоковольтного аппарата, измерительного моста. Все приборы и системы должны быть проверены на точность показаний согласно имеющегося графика контроля.
Условия и определяемые параметры
Мероприятия разрешается выполнять при температуре ≥ +5°С, изоляторы должны быть очищенными от грязи и пыли и без конденсата. Для предупреждения запотевания температура внутри помещений не должна колебаться в больших пределах. Во время работ контролируются следующие значения:
- сопротивление фарфоровых подвесных и опорных изоляторов и их секций с помощью повышенного напряжения;
- контроль целостности сварных соединений на предмет обнаружения трещин;
- проверка затяжки болтовых соединений и опрессованных контактов и степени их окисления;
- испытания согласно протоколу всех проходных изоляторов.
Измерения делаются не менее трех раз, в протокол вносится среднее арифметическое значение.
Испытания изоляторов
Для снятия показаний используется мегаомметр, напряжение прикладывается непосредственно к точкам монтажа элементов. Показания каждого изолятора в сборе или каждой отдельной ячейки должно быть ≥ 300 МОм. Подаваемые напряжения должны отвечать указанным в таблице значениям.
Класс напряжения изолятора |
Испытательное напряжение, подаваемое к ячейкам керамического изолятора |
до 0,69 кВ |
1 кВ |
6 кВ |
32 кВ |
10 кВ |
42 кВ |
На сборных и соединительных шинах производится проверка только той изоляции, на которую эти элементы монтируются. Если элементов много, то проверяется каждый из имеющихся по отдельности. Испытание сборных и соединительных шин по изоляторам делается как между ними и землей, так и между каждой фазой.
При испытаниях токами промышленной частоты поданное напряжение выдерживается не менее одной минуты, при этом изоляторы предварительно отсоединяют от силовых или распределительных трансформаторов, разрядников и ограничителей перенапряжения. Используемая установка должна автоматически отключать подачу напряжения в случае пробоя испытываемого изолятора или в случае перекрытия изоляции без выдержки регламентного времени.
Испытание повышенным промышленным напряжением
Время выдержки 1 минута, место подключение выбирается электриком с учетом особенностей расположения шин. На сборных шинах при подаче напряжения на одну фазу, две другие необходимо заземлять, действия надо повторять для каждого элемента по очереди. Рекомендованные напряжения касаются испытаний как между полосами, так и между контактами. Если завод-изготовитель указал иные значения испытательного напряжения, то испытание сборных и соединительных шин напряжением необходимо выполнять с учетом требований его инструкции. Изменения параметров обязательно указываются в акте.
Подвод напряжения и подключение заземления необходимо делать медным гибким проводником сечением более 4 мм2, наличие скруток и спаек категорически запрещается. Контроль величины напряжение выполняется при помощи вольтметра установки и по характерному звуку короны.
Проверка болтовых соединений
Рекомендуется делать выборочную проверку, количество проверенных точек в пределах 2–3% от общего числа. Контролируется усилие затяжки, состояние поверхностей по степени окисления и переходные сопротивления. Если оборудование предназначено для токов выше 1000 А, то в обязательном порядке проверяются все без исключения соединения. Уменьшение напряжения на участке шины в точке контактного соединения не может превышать падение напряжения той же шины более чем на 120%. Дополнительно осматриваются сварные контакты, они подлежат выбраковке в случае обнаружения:
- отклонений по длине и диаметру опрессованной части кабеля от нормируемых значений;
- наличия на поверхностях видимых трещин или значительного окисления;
- есть перегрев или пережог проводников тока в местах прилегания к сварным швам;
- усадочная раковина имеет глубину, превышающую 1/3 диаметра проводника.
Контакты проходных и обходных изоляторов испытываются с учетом требований разработанной методики.
Обработка полученных данных
Испытание сборных шин 10 кВ завершается обработкой снятых замеров. Полученные данные анализируются с учетом дополнительной и приведенной погрешности. В рабочей тетради предварительно делаются следующие записи:
- дата выполненных мероприятий и условия испытаний (влажность, температура воздуха);
- полные сведения об испытуемом оборудовании (тип, наименование, изготовитель и заводской номер);
- результаты первичного внешнего осмотра элементов шинопроводов;
- применяемые методы и схемы, полученные результаты замеров.
После анализа сведений и их сравнения с требованиями НТД специалист выдает заключение, на основании которого принимается решение о дальнейшей эксплуатации. Документ заверяется мокрой печатью лаборатории и подписями ответственных лиц. Заключение должно содержать вывод о соответствии (или несоответствии) проверяемой электроустановки требованиям действующих стандартов и иных отраслевых нормативных документов.
Наша электролаборатория имеет подготовленных специалистов, приборы и инструменты для выполнения работ в полном соответствии с действующими нормативными документами и ГОСТ. После завершения мероприятий заказчикам выдается протокол испытания сборных шин с указанием места проведения мероприятий, цели испытаний, используемых нормативных документов, виды электрооборудования, устройства и их технические характеристики. Мы даем гарантию своевременного выполнения условий договора в указанном объеме и несем ответственность правильность заполнения протокола приемо-сдаточных испытаний.